«РК-Аудит»: регистрация оффшоров

Вывод российской экономики из оффшоров – очередное громкое заявление

В своем ежегодном послании президент РФ Владимир Путин отметил, что одним из ключевых вопросов для российской экономики в ближайшие годы должна стать разработка программы деоффшоризации российской экономики.

Не смотря на грядущее ужесточение законодательства, оффшорные компании не потеряют своих преимуществ
Не смотря на грядущее ужесточение законодательства, оффшорные компании не потеряют своих преимуществ

Такое заявление вызвало панику среди владельцев фирм в оффшорах. Однако мы с уверенностью экспертов можем заявить: это совершенно не означает, что компании, зарегистрированные в юрисдикциях с льготным налогообложением, вскоре потеряют свою привлекательность. Несмотря на ужесточение законодательства, преимущества оффшоров пока еще серьезно перевешивают наметившиеся минусы.

Какие меры планирует принять правительство и зачем это нужно на самом деле

По словам Путина способы вывода российского бизнеса из оффшоров должны оставаться на цивилизованном уровне. Поэтому одной из основных мер станет заключение соглашений с оффшорными зонами, а также с юрисдикциями, предоставляющими льготные условия налогообложения (оншорами), об обмене налоговой информацией. Подобные соглашения в последние годы получили широкое распространение в мировой практике.

Этот документ направлен на повышение прозрачности бизнес-операций, которые совершаются между компаниями двух стран, подписавших его. Соглашения об обмене информацией заключаются в том случае, если одна из стран-участников соглашения предлагает нулевые налоговые ставки или же ее законодательство направлено на сохранение банковской тайны: такая страна не заинтересована в подписании стандартного договора об исключении двойного налогообложения.

Соглашения об обмене информацией составляются на базе типового образца, представленного Организацией экономического сотрудничества и развития от 2002 года. Популярными они стали в связи с давлением на международное сообщество ОЭСР, президента США Барака Обамы и бывшего президента Франции Николя Саркози, которые настаивали на том, что страны, не подписавшие подобных документов, должны быть внесены в черный список оффшоров.

В России может быть запущен процесс деоффшоризации
В России может быть запущен процесс деоффшоризации

Важно понимать, что этот документ не предполагает автоматический обмен информацией по всем операциям, совершаемым резидентами страны в иностранных юрисдикциях. Информация предоставляется по индивидуальным запросам, только после их тщательного изучения, а нередко – и по решению суда, что зависит от особенностей законодательства оффшорной зоны.

Кроме того, в большинстве оффшорных юрисдикций отсутствует централизованный регистр банковских счетов. Это означает, что при необходимости запрос российским контролирующим органам придется делать в конкретный банк с указанием названия интересующей компании. Нетрудно догадаться, что осуществить это совсем непросто – подобные данные можно вычислить только в том случае, если бенефициар действующей фирмы в оффшоре открыто об этом распространяется.

Из всего этого можно сделать вывод, что сами по себе соглашения не являются эффективным способом получения информации, они служат, скорее, для повышения привлекательности России в глазах международного сообщества, для соответствия требованиям ОЭСР.

При этом, для того чтобы начать расследование, получить информацию налоговые органы могут и без соглашений, используя менее формальные способы – например, запросить ее у какой-либо международной компании, которая занимается международными платежами, хранением и обработкой данных: Google, American Express и др.

Неоднозначное значение оффшоров для российской экономики

В 2012 году отток капитала из России составил порядка 70 миллиардов долларов
В 2012 году отток капитала из России составил порядка 70 миллиардов долларов

Также следует учитывать, что наличие оффшорных компаний у крупных бизнесменов для российской экономики нельзя назвать однозначно плохим. Конечно, нельзя отрицать такое явление, как отток капитала: только за 2012 год этот показатель составил порядка 70 миллиардов долларов. Но согласно экономической статистике практически все эти деньги в итоге возвращаются в торговый оборот Российской Федерации – в виде инвестиций и участия оффшоров в крупных российских компаниях.

Так, например, в 2011 году сумма прямых инвестиций в оффшорные зоны составила 38,2 миллиарда долларов, а из оффшорных зон – 30,6 миллиарда долларов. По этим данным четко видно, что оффшоры преимущественно используются для реинвестирования в Россию.

Соответственно, несмотря на все громкие заявления, которые делаются российским правительством, о жестком преследовании оффшоров речи быть не может. Безусловно, изменения законодательства влекут за собой разработку новых, более сложных схем использования низконалоговых юрисдикций, но не исключают его совсем.